Театр Вампиров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Театр Вампиров » Вторая половина XIX века » Французская литература 19 века


Французская литература 19 века

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писатели- реалисты опирались на огромный опыт классического реализма 19 века, но не могли уже не учитывать новых горизонтов жизни человека и общества, новых открытий науки и философии, новых исканий современных им течений и направлений. Отвергая нравственное безразличие натуралистов, пытавшихся превратить писателя в регистратора фактов, в безэмоционального "объективного" фотографа, лишенного воображения, идеала, мечты,- реалисты конца века принимают в свой арсенал научную добросовестность, глубокое изучение предмета изображения. Рожденный ими жанр научно- популярной литературы играет огромную роль в становлении литературы этого времени. Не приемля крайностей других направлений, реалисты не оставались безразличными к открытиям писателей- символистов, импрессионистов и других. Глубокая внутренняя перестройка реализма была связана с экспериментом, смелым опробованием новых средств, но по- прежнему сохраняла характер типизации. Качественно углубляются основные достижения реализма середины века- психологизм, социальный анализ,- расширяется сфера реалистического отображения, на новую художественную высоту поднимаются жанры.

Ги де Мопассан

Мопассан (1850-1993), как и его учитель Флобер, был суровым реалистом, никогда не изменявшим своим воззрениям. Он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Если герой его книги, представитель другого сословия, хоть в чем- то поступался, приобщаясь к буржуазности, Мопассан не щадил его,- и здесь все средства для писателя были хороши. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.

произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".

Альфонс Доде

Доде (1840-1897)- несколько неожиданное явление на фоне литературы данного периода и вместе с тем явление, тесно связанное с развитием творчества собратьев по перу, внешне от него далеких,- как Мопассан, Ролан, Франс. Человек мягкий и добрый, Доде был во многих вопросах упрям. Он шел своим путем, умудрившись не заболеть ни одной новомодной литературной болезнью конца века и только в последние годы жизни- жизни, исполненной вечного труда и нужды,- заплатил дань модному натурализму.

произведения: роман "Тартарен из Тараскона", несколько небольших рассказов.

Ромен Роллан

Творчество Ромена Роллана (1866-1944) занимает совершенно особое место в этом периоде истории. Если Мопассан, Доде да и многие другие великие писатели каждый по- своему мучительно искали положительные начала в плохо устроенном мире, то для Роллана смысл бытия и творчества изначално заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира,- его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.

произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".

Гюстав Флобер

Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочитались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ. Эту противоречивость и двойственность можно найти в философских поисках и политических взглядах писателя, в его отношении к искусству.

произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьесс и феерию.

Стендаль

Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.

произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести- "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".

+1

2

Я хотела бы немного дополнить. Вернее подчеркнуть то, какого рода литература считалась "приличной" для порядочной женщины и девушки, а какую считали вредной для дам.

Чтение романов в викторианскую эпоху вызывало примерно такие же споры, как в наш век телевидение. Вопрос стоял о "пользе и вреде" данного рода искусства.
Приличными, считались романы "без единого намёка на непристойность". Как яркий пример подобных книг - творчество Джейн Остин, Фанни Берни и Марии Эджуорт.
Впрочем, свою роль сыграл и сэр Вальтер Скотт и его популярные Waverley novels, которые были допущены гостиные многих семейных домов, тогда как другие книги схожего толка оставались под запретом.
Вспомним, к примеру, упоминание о книгах сэра Вальтера Скотта в романе Гюстава Флобера "Госпожа Бовари":
"Позднее Вальтер Скотт привил  ей  вкус  к  старине,  и  она
начала бредить хижинами  поселян,  парадными  залами  и  менестрелями.  Ей
хотелось жить в старинном замке и проводить время по примеру дам, носивших
длинные корсажи и, облокотясь на каменный подоконник, опершись головой  на
руку, смотревших с высоты стрельчатых башен, как на вороном коне мчится  к
ним по полю рыцарь в шляпе с белым плюмажем. " (с)

Со скепсисом, относились к так называемой "готической прозе", яркими представителями которой, были такие авторы как Анн Радклиф, Ричардсон, Ла Фаню и др. В этих романах присутствовали ужасы и описывались, порой, довольно щекотливые темы, которые вряд ли могли научить чему-то достойному невинные души.

Непотребными, считались романы, о которых, я могу сказать словами всё того же Гюстава Флобера:
"Она рассказывала разные истории, сообщала новости,  выполняла
в городе любые поручения  и  потихоньку  давала  читать  старшим  ученицам
романы, которые она всюду носила с собой в  кармане  передника  и  которые
сама глотала во время перерывов целыми главами. Там было все  про  любовь,
там были одни только любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без
чувств в уединенных беседках, кучера, которых убивают на  каждой  станции,
кони, которых  загоняют  на  каждой  странице,  дремучие  леса,  сердечные
тревоги, клятвы, рыдания, слезы и поцелуи, челны, озаренные лунным светом,
соловьиное пение в рощах, герои, храбрые, как львы,  кроткие,  как  агнцы,
добродетельные донельзя, всегда безукоризненно одетые,  слезоточивые,  как
урны"(с).

К слову говоря, таких классиков, как, к примеру, Бальзак и Мопассан (да и тот же Флобер) так же можно было в те времена смело заносить в список непристойных, так как писали они большей частью вещи скандальные и, в чём-то, революционные. Такие книги явно не могли стать настольными в кругу приличного семейства.
Эти романы пристало, к примеру, читать мужчине, но не каждый муж, а тем более отец, обрадовался бы, если б застал свою жену или дочь за подобной книгой.
Новаторскую литературу в ту пору считали вредной и разлагающей для умов и сердец. Очевидно, что люди боясь перемен (ведь в конце XIX века всё явственнее ощущался тот ветер перемен, коий обрушится настоящим шквалом в начале века XX) и посему всячески страшились всего нового.
Вообще викторианский роман (чисто викторианский) это произведение в котором достаточно многое идеализированно.
Мужчина викторианского романа либо благороден, либо низок (за исключением всяческих эпизодических лиц, вроде слуг и пр., о коих здесь упоминать неуместно). Женщина в викторианском романе, как правило, само совершенство, сама нежность, сама жертвенность и сама приязнь. Им и в голову не придёт совершать то, что описывается в иных безнравственных книгах, которые с такой настойчивостью отбирают у них отцы и мужья.
Викторианский роман – роман поучительный и лишён всего того, что может сокрушить фундамент выверенного мира.
Я прошу прощения за несколько затянутое дополнение. Просто мне хотелось упомянуть об этом, так как, по моему мнению, это может показаться интересным. Вдруг кому-нибудь понадобиться побеседовать на литературные темы.

0


Вы здесь » Театр Вампиров » Вторая половина XIX века » Французская литература 19 века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC